Сервисное обслуживание в чем-то сродни страхованию, необходимость
которого мы в полной мере начинаем понимать лишь после того, как
произошел страховой случай. уповают на их высокое качество и
забывают о том, что в большинстве своем они разработаны для более
высоких стандартов электро- и газоснабжения и почти не учитывают
специфических украинских реалий. Так, давление в наших газопроводах
часто опускается до 6-8 мбар вместо положенных 13 (многие импортные А
если все нормально, зачем платить лишние деньги? Многие владельцы
импортных котловкотлы рассчитаны на работу при давлении газа 20 мбар).
В результате горелки не вырабатывают номинальную мощность или вовсе
могут гаснуть. Нестабильность и скачки (от 150 до 280 В) напряжения в
электросети, колебания частоты тока, длительная работа при пониженном
напряжении попросту выводят из строя электронную автоматику, а
последствия отключения электричества могут быть еще более плачевными.
Плохое качество теплоносителя при отсутствии должной водоподготов-ки
приводит к повышенному образованию накипи и отложений в
теплообменниках. Еще один фактор - более длинный, чем, например, в
Западной Европе, отопительный сезон и морозные зимы. Специфична для
нашей страны и такая практика: покупать самые дорогие котлы, экономя на
их обвязке.
В большинстве своем, импортная отопительная техника с честью выдерживает эти испытания, не доставляя особых проблем владельцам первые 2-3 года
эксплуатации, даже если проектирование и монтаж выполнены не совсем
качественно. Однако рынок автономного отопления в Украине уже пережил
стадию становления, и доля котлов, эксплуатируемых 5 и более лет,
постоянно растет, способствуя повышению спроса на сервисное
обслуживание.
Бытовые котлы зарубежного производства довольно
широко представлены на отечественном рынке; в основном это продукция
известных, хорошо зарекомендовавших себя фирм: ACV, Baxi, Beretta,
Buderus, CTC, De Dietrich, Immergas, Ferrolli, Protherm, Vaillant,
Viessmann, Wolf и др. Центры по их обслуживанию создаются
преимущественно, в структурах генеральных дистрибьюторов
компаний-производителей или на базе строительно-монтажных организаций и
дилеров. Во втором случае по специальному договору с изготовителем или
его генеральным дистрибьютором каждый работник сервисного центра обязан пройти специальную подготовку и получить свидетельство или лицензию на право производить ремонт и техническое обслуживание соответствующего оборудования.
Чтобы в полной мере соответствовать своему названию, сервисный центр
должен владеть пакетом документов, подтверждающих его право
осуществлять проектно-монтажные, пусконаладочные работы, а также
последующее эксплуатационное и гарантийное сопровождение (проведение
ремонтно-профилактичес-ких работ) котлов. В него входят: копия
лицензии на монтажные и пусконаладочные работы на объектах газового
хозяйства; сертификат от изготовителя с разрешением производить
монтажные, пусконаладочные и сервисные работы обученным сотрудникам;
протокол аттестации сотрудников на знание правил техники безопасности.
С одной стороны, сервисный центр осуществляет свою деятельность,
придерживаясь требований производителей, изложенных в руководствах по
эксплуатации, паспортах и другой технической документации, а с другой -
требований СНиП и ГОСТов.
Поскольку местные газовые
тресты, как правило, не хотят принимать на себя ответственность за
функционирование импортной отопительной техники, существует практика
подписания трехстороннего акта о разграничении. В соответствии
с ним газораспределяющая организация обслуживает газовые счетчики,
отечественное газовое оборудование и внутридомовые газоходы, за
исключением газопровода от крана на опуске к импортному котлу
(водонагревателю), - за этот участок отвечает предприятие,
осуществляющее его техническое обслуживание. Дымоходы от газовых
приборов, вентиляционные каналы и защитное заземление владелец должен
обслуживать с помощью специализированных организаций, имеющих лицензии
на данный вид деятельности.
В целом сервисные службы охотнее
всего берутся за обслуживание того оборудования, которое было
приобретено у них, особенно если они принимали участие в проектировании
или монтаже отопительной системы. Хотя в настоящее время наметилась и
другая тенденция: многие сервисные центры, даже если они организованы в
структурах генеральных дистрибьюторов крупных производителей, берутся
обслуживать оборудование других компаний.
Для владельца отопительной техники вопрос сотрудничества с сервисной фирмой - это еще и вопрос гарантии:
с ним заключается соглашение, в соответствии с которым все работы по
замене и ремонту оборудования, связанные с заводским браком, сервисная
служба берется выполнить бесплатно. Большей частью гарантийный срок
начинается с момента проведения пусконаладочных мероприятий,
осуществляемых по договору, где излагаются как общие требования, так и
перечень выполняемых работ. Обычно он включает осмотр помещения на
предмет соответствия требованиям СНиП и ГОСТов, правил безопасности;
контроль сборки котла в соответствии со схемами (гидравлической,
электрической, топливопроводной, дымоотводной); проверку
функционирования внешней обвязки котла (циркуляционных насосов,
смесителей, расширительных сосудов, группы безопасности и т.д.),
наличия топлива в топливопроводе, заземления котла; замер напряжения в
сети, давления газа в газопроводе, тяги в дымоходе; запуск котла,
наладку работы горелки и автоматики; замеры потерь тепла и качества
сжигаемого топлива с регулировкой в случае необходимости; инструктаж
пользователя.
В договоре на сервисное обслуживание
оговариваются стоимость, периодичность, состав и сроки выполнения
регламентных работ, а также права и обязанности сторон. Единой
формы данного документа нет; у каждой сервисной службы свои нюансы.
Например, некоторые фирмы берутся обслуживать только котлы и горелки, а
не отопительную систему в целом. В другом случае, если на техническое
обслуживание взято оборудование производителей, от которых у сервисной
организации нет лицензии, покупку запчастей приходится оплачивать
владельцу оборудования. Принимая на техническое обслуживание уже
функционирующую систему, не участвовавшая в ее создании сервисная
служба проводит оценку состояния оборудования, правильности его
монтажа. По результатам составляется «Акт приемки на техническое
обслуживание» (эта услуга - платная). Договор на сервисное обслуживание
заключается только после устранения выявленных недостатков.
Какие услуги должны в идеале предоставляться по договору на сервисное обслуживание?
Во-первых, исполнитель обязуется ежегодно производить профилактические осмотры,
приуроченные обычно к началу и окончанию отопительного сезона. Их
регламент может включать: контроль технического состояния системы;
измерение напряжения электропитания и проверку электрозащиты; осмотр и
чистку топки котла и горизонтальной части дымохода, поставляемой вместе
с котлом; контроль состояния форсунки, ее прочистку, при необходимости
- замену; наладку работы горелки, осмотр и устранение течи в
топливопроводе; контроль электродов розжига; замер давления газа в
магистрали; регулировку давления в расширительном баке, проверку работы
циркуляционного насоса и контроль исправности предохранительного
клапана; замер и регулировку параметров работы котла (давления газа на
входе в горелку, температуры отходящих газов, разряжения в дымовом
канале, содержания СО, СО2 и сажи в дымовых газах, фактического расхода топлива и КПД котла); проверку и настройку систем безопасности котла.
Во-вторых, в случае неудовлетворительного функционирования оборудования или его выхода из строя фирма производит ремонтные работы.
В соглашении оговаривается срок, когда должны прибыть специалисты или
устраняется неисправность. Если вызов необоснован, его оплачивает
заказчик.
В-третьих, клиент получает консультации по правильной эксплуатации оборудования. Со временем появляются и другие особенности. Например, когда срок эксплуатации котла достигает 5 лет, возникает необходимость промывки его теплообменников.
Такая услуга по силам крупным сервисным центрам, поскольку требует
специального оборудования и составов для кислотной (или щелочной)
отмывки и последующей нейтрализации.
Если заказчик связан с исполнителем гарантийными обязательствами, то в период гарантийного срока поставка вышедших из строя узлов и деталей осуществляется бесплатно, за
исключением случаев их механического повреждения по вине клиента или
грубых нарушений правил эксплуатации. Практика показывает, что наиболее
уязвимыми элементами бытовых котельных являются автоматика и
за-порно-регулирующая арматура; у горелок чаще всего выходят из строя
топливные насосы (причина - некачественное топливо, наличие в нем воды
и примесей), реле управления и двигатели вентиляторов (проблемы с
электроснабжением); периодической замены требуют электроды и форсунки
(их относят к категории расходных материалов). С ростом компетентности
украинских специалистов в вопросах устройства импортного котельного
оборудования отдельные узлы и детали для ремонта котлов и горелок все
чаще приобретаются у их непосредственных производителей, по более
низким, чем у поставщиков котельной техники, ценам. Почти все сервисные
центры выполняют и разовые заявки на проведение регламентных и
ремонтных работ, но в большие сроки и по более высокой цене, чем для
тех владельцев отопительной техники, с которыми заключены договоры на
техническое обслуживание.
В настоящее время сервис импортных
котлов обходится украинским клиентам дороже, чем в Европе. В
значительной мере высокая цена обслуживания связана с тем, что к нему
прибегает лишь малая часть владельцев отопительной техники. От этого
страдают также быстрота и качество выполнения ремонтных работ (они
напрямую зависят от наличия у сервисной службы склада с запасными
частями и оборудованием, а при малом количестве отопительной техники,
стоящей на обслуживании, содержание такого склада является попросту
замороженным капиталовложением). Тем не менее есть все основания для
благоприятных прогнозов развития этого направления: рынок систем автономного отопления в Украине пережил стадию становления; постоянно растет доля котлов, эксплуатируемых пять и более лет, что способствует повышению спроса на сервисное обслуживание.
А. Невзоров "Сервисное обслуживание импортных котлов" (журнал "Акватерм" №4 8.2004)